РУБЦОВ Виталий Владимирович
(р. 1948) – известный российский психолог, специалист в области общей,
возрастной, педагогической психологии и психологии образования. Д-р
психологических наук (1987), профессор (1989), чл.-кор.
РАО (1990). Действительный член РАО (1992). Член Президиума РАО (1994).
Председатель Центрального регионального отделения РАО (1994-2002). Директор
Психологического института РАО (с 1992 г. по январь 2014 г., и с 2015 г. по настоящее время -
и.о. директора ПИ РАО). В 1993
г. при ПИ РАО открыл Международный образовательный и
психологический колледж, который в 1996 г. был преобразован в Московский городской
психолого-педагогический институт. В 1997 г. Р. был назначен
ректором этого института. В 2002
г. институт получил статус университета – МГППУ,
ректором которого Р. является по настоящее время. В 2007 г. МГППУ прошел
конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и
стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования,
внедряющих инновационные образовательные программы. Под руководством Р. МГППУ и
ПИ РАО действуют совместно в качестве единого научно-образовательного комплекса
- «Психология».
Много времени и сил уделяется им научно-общественной работе.
Является Вице-президентом Российского психологического общества (РПО, 1994),
затем членом Президиума РПО (1996). Участвовал в создании и является
президентом общероссийской общественной организации - «Федерация психологов
образования России» (2003). Является председателем Совета учебно-методического
объединения (УМО) вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое
образование» (2010). Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии.
Член коллегии Департамента образования г. Москвы и
член Президиума экспертного совета фонда «Внимание». Входит в экспертный совет
по премиям Правительства РФ в области образования. В 2012 г. вошел в
состав Национального координационного совета по поддержке молодых талантов
России (Федеральная экспертная комиссия Роскомнадзора по спорным вопросам правоприменения
закона о защите детей от вредоносной информации). Помимо этого Р. входит в
состав Совета при Правительстве РФ по
вопросам попечительства в социальной сфере, а также в состав Правительственной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ещё одним важным делом
для Р. было вхождение в рабочую группу экспертов ЮНЕСКО (1987-1988), участие в
реализации ряда социально-значимых проектов, в частности, в организации и
проведении Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и воспитанию в раннем возрасте
(2010). Неоднократно участвовал в работе международных научных семинаров и
конференций (Болгария, Германия, США, Италия, Франция, Великобритания, Дания,
Япония, Греция), представляя отечественную науку на Европейских Конгрессах по
генетической психологии, на международных конгрессах ЮНЕСКО «Информатика и
образование», на международных психологических конгрессах по теории
деятельности, по прикладной психологии. Является членом Международной
ассоциации «Educational Psychology», членом исполнительного комитета ISCAR
(International Society for Cultural and Activity Research - Международное
общество культурно-деятельностных исследований).
За важную научную и общественную деятельность награждён орденами, медалями, премиями и почётными
грамотами: Орден Русской православной
церкви Святого благоверного князя Даниила Московского II степени
(1994) — на 80-летие Психологического института РАО;
Медалями им.
К. Д. Ушинского (1995, 1998 ); Медаль
«300 лет российскому флоту» (1996); Премия Президента РФ в области
образования (1997) — за создание целостной концепции развивающего
образования на базе теории социогенетической психологии и реализацию созданной
концепции в практике образования; Медаль
«В память 850-летия Москвы» (1997);
Премия Президента РФ (1998) - как руководитель авторского научного
коллектива за цикл работ «Московская психологическая школа: наука, образование,
практика»; Орден Дружбы (1999); Почётный профессор Висконсинского
университета, Мэдисон, США (1999);
Медали Министерства обороны РФ (2001, 2002 ) -
за организацию Психологической службы; Благодарность Верховного
Главнокомандующего Вооруженными силами РФ, Президента РФ В. Путина
(2002 ) - за образцовое выполнение воинского долга и
самоотверженное служение Отечеству; Знак «Почетный работник высшего
профессионального образования Российской Федерации» (2003); Заслуженный
деятель науки РФ (2004); Премия Правительства РФ в области образования (2007);
Орден Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила
Московского III степени (2008) - за труды, способствующие
возрождению России, укреплению нравственных начал жизни общества,
восстановлению духовных ценностей в образовательной и воспитательной
деятельности в школе и в педагогической науке;Орден
"За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).
Профессиональную деятельность, после завершения учёбы в
Московском инженерно-физическом институте (МИФИ, 1966-1972), начал в НИИ Общей и педагогической психологии
АПН СССР (1972) в лаборатории Психического развития детей младшего школьного
возраста, которой заведовал В.В. Давыдов. В 1978 г. защитил канд. дис.
«Психологические особенности введения школьников в область теоретических
понятий (на материале физики)». Последующая исследовательская деятельность Р.
сместилась в область информационных и коммуникативно-распределённых систем
обучения. В 1981 г.
он возглавил лабораторию «Средств управления учебной деятельностью». В этот
период под его руководством разрабатывались психологические требования и
рекомендации к использованию технических средств и систем в обучении, велись
исследования в области новых (информационных) технологий обучения и их влияния
на развитие детей. Разрабатывалась концепция обучения, основанная на положении
о совместно-распределенных формах учебной деятельности, направленная на решение
широкого класса задач общей, педагогической и возрастной психологии.
Исследовались психологические закономерности и механизмы организации совместной
учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Был обоснован
вариант генетико-моделирующего метода, который опирался на идеи В.В. Давыдова.
Суть генетико-моделирующего метода заключалась в том, что способом исследования
психических процессов становилось экспериментальное формирование у детей новых
способностей. Поскольку раньше дети этими способностями не обладали, то в
процессе исследования важно было не только организовать, но и обеспечить
возможность перехода с одного уровня способностей на другой. Этот же метод в
более широком плане позволял изучать развивающее образование и его деятельностную
основу, выявлять психологические условия организации совместных учебных
действий (распределение, обмен, коммуникацию, взаимопонимание, групповую
рефлексию), получать данные о развитии этих действий в зависимости от возраста
учащихся. Результаты этих исследований были обобщены в монографии «Организация
и развитие совместных действий у детей в процессе обучения» (М., 1987; перев. на англ. язык, 1991) и защищены в
качестве докт. дис.: «Психологические основы организации совместной учебной
деятельности» (1988). Дальнейшее направление исследований Р. связано с
психолого-педагогическим обеспечением информатизации современного образования.
С 1987 г.
он возглавил лабораторию «Психологии компьютерного обучения», где под его
руководством разрабатывались новые информационные
коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводились углубленные
исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов
деятельности, основанных на использовании компьютерных средств. («ЭВМ как
средство учебной деятельности» в соавт., 1990; «Логико-психологические основы
новых технологий обучения и развития школьников»/ред. и соавтор, 1992). Р.был
одним из первых отечественных психологов, исследовавших возможности
компьютерных технологий в обучении. Он участвовал в совместном
советско-американском проекте «Исследование проблем использования
вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», в
международном проекте ЮНЕСКО - «Влияние новых информационных
технологий обучения на развитие детей».
В 1992 г.
он возглавил лабораторию
«Психологических основ новых образовательных технологий». Значительная
часть работ этого периода посвящена научному обоснованию проектов, связанных с
развитием образования, как среднего, так и профессионального психолого-педагогического.
Под его руководством была разработана научная концепция культурно-исторического
типа школы (опирающаяся на методологию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В.
Давыдова, а также на идеи генетической психологии в интерпретации исследователей
Женевской школы), получившая название «социально-генетическая психология
развивающего образования». Были сформулированы теоретико-методологические
основы оценки образовательной среды средней школы, включающие систему критериев
психолого-педагогической экспертизы образовательного пространства. Следует
отметить, что основы научной школы, возникшей в стенах Психологического
института РАО и получившей мировое признание как «культурно-исторический подход
в психологии», стали базой методологических и практических исследований в МГППУ. В 2002 г. на базе МГППУ была
открыта «Международная кафедра культурно-исторической психологии», деятельность
которой была направлена на анализ
современных тенденций в новых исследованиях и разработках, а также
представление отечественной школы в международном научном сообществе. Авторский
коллектив под руководством Р. совместно с коллегами
из МГППУ разработал проект государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое
образование» для бакалавриата и магистратуры. При этом психолого-педагогическое
образование рассматривается, в рамках этого стандарта, как фундаментальная
научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, который может
работать с проблемами детей и детства в целом, используя деятельностные
технологии организации совместной работы взрослых и детей, а также детей друг с
другом (2010).
Работа кафедры на
протяжении последнего десятилетия получила высокую оценку, и в 2012 г. ЮНЕСКО включило ее в
перечень курируемых кафедр с присвоением названия - Международная кафедра
ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства». Помимо ректорской работы в
МГППУ, Р. продолжает заведовать этой кафедрой, читает курс лекций:
«Экспериментальные методы развития
понятий у детей в системе культурно-исторической психологии» для аспирантов и
молодых ученых. За всё это время под его руководством были успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатских диссертации.
Практически ежегодно Р. организовывает конференции по
различным проблемам психологии обучения и развития детей. Активно участвует в
организации и работе ежегодной Международной летней школы ISCAR, посвященной
теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии (с
2010 г.),
которая сочетает в себе интенсивную обучающую программу и пространство для
неформального общения и обмена идеями с известными европейскими учеными в
области культурно-исторической психологии. В результате кафедра «Культурно-историческая
психология детства» стала центром
международных научных исследований - идёт активная работа по международному
исследовательскому проекту «Современная информационная среда: глобальные
перспективы развития и образования молодежи» («Confronting the challenges of
new media: global perspectives on youth development and education»),
осуществляемая совместно с учеными Германии, Греции, Великобритании, Индии,
Бразилии. В рамках проекта на базе университета прошли рабочие встречи с
участием психологов, антропологов, философов и педагогов. В ближайших планах
кафедры - открытие научно-исследовательских экспериментальных площадок для
проведения международных исследований в области раннего детства, дошкольного и
школьного образования, воспитания и обучения детей разных категорий (в том
числе по здоровью).
Помимо научно-педагогической работы большое внимание Р.
уделяет научным конференциям и издательской деятельности. Под его редакцией в
последнее десятилетие вышло в свет 3-х томное издание (в 4-х книгах)
«Московская психологическая школа. История и современность». ПИ РАО, МГППУ
(2004). Издана уникальная книга:
«Выдающиеся психологи Москвы» (2007).
Впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов:
В.В. Зеньковского (2005), Л.М. Лопатина (2013), Г.И. Челпанова (2013). К
100-летию ПИ РАО издан сборник научных трудов сотрудников: «Век психологии. К
100-летию Психологического института Российской академии образования.
1912-2012». ( СПб, 2012). В 2014
г. состоялась юбилейная конференция: «Международные Челпановские чтения. 2014», посвящённая 100-летию Торжественного открытия
Психологического института им. Л.Г. Щукиной.
Р. является также главным
редактором журналов:
"Психологическая наука и образование", (1996); «Вестник практической
психологии образования», (2004);
«Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации
по психолого-педагогическому образованию», (2011). Он член редколлегии
журналов: «Вопросы психологии», «Экспериментальная психология», «Культурно-историческая
психология». Член редсовета двух международных журналов: «Европейский журнал
психологии в образовании» (European Journal of Psychology of Education) и
«Раннее развитие и родительство» (Голландия).
Им опубликовано более 200 научных работ, включая
фундаментальные монографии: «Развитие основ рефлексивного мышления школьников в
процессе учебной деятельности» (коллективная монография, Новосибирск, 1995);
«Основы социально-генетической психологии» (Москва-Воронеж, 1996);
«Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология
проектирования» (коллективная монография, М., 1996). «Мультимедиа и
телекоммуникации в развивающем образовании. Учебно-методические материалы»
(М.,1997); «Организационно-психологические основы развивающего образования в
регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный
подход» (коллективная монография, М., 2002); "Образовательная среда школы
как фактор психического развития учащихся» (М., 2007);
«Социально-генетическая психология развивающего образования:
деятельностный подход» (М., 2008); «Психолого-педагогическая подготовка учителя
для «Новой школы»// «Психологическая наука и образование», 2010. №1. И ряд др. научных трудов, некоторые из которых переведены
на англ., нем. и японский языки.
Л.А. Карпенко